→ Пример эссе на тему зачем мне mba. Нужен ли MBA в IT. О чем писать в эссе

Пример эссе на тему зачем мне mba. Нужен ли MBA в IT. О чем писать в эссе

10.12.2015

Что писать в эссе, резюме и онлайн-заявке (application) в Stanford GSB? Мотивационная история – инструмент для структурирования идей и распределения их по документам.

Теперь настало время подготовить полный пакет документов для отправки в приёмную комиссию:

  • резюме (curriculum vitae, CV),
  • два эссе (Essay A: What matters most to you, and why?, Essay B: Why Stanford?)
  • онлайн-заявку (набор онлайн-форм на сайте Стэнфорда),
  • транскрипты из университетов.

С транскриптами всё достаточно просто: я сделал запросы в свои alma mater: МГИМО , Bocconi и University of Minnesota с просьбой отправить транскрипты в приёмную комиссию Стэнфордской школы бизнеса. Университет Миннесоты отправил транскрипты в электронной форме, Боккони сделал отправку по DHL (пришлось оплатить). МГИМО, как и многие российские ВУЗы, услугу по отправке транскриптов не оказывает, поэтому я взял запечатанный конверт с транскриптами в Отделе Болонского процесса МГИМО и сам его отправил. Мне повезло, что все мои транскрипты были на английском языке, иначе пришлось бы делать перевод и заверять у нотариуса. Это нетрудно, но затратно по времени и деньгам.

Мотивационная история: две части

Резюме, 2 эссе и онлайн-заявка – самая интересная и сложная часть пакета документов. Я называю её «мотивационная история », поскольку она должна отражать важнейшие этапы жизни кандидата (отсюда «история») и объяснять мотивацию (1) кандидата учиться на выбранной программе и (2) университета взять кандидата на эту программу (отсюда «мотивационная»).

В этой статье я расскажу, как собрать материал для частей (1) и (2) мотивационной истории и распределить его по документам (резюме, эссе, заявка). В последующих статьях речь пойдёт о каждом документе в отдельности.

(1) Почему я хочу учиться в Стэнфорде?

На этот вопрос я подробно ответил в процессе выбора бизнес-школы – см. статью MBA 03 . То же самое я собираюсь рассказывать и в мотивационной истории.

Где всё это отразить? В эссе В, «Why Stanford?».

(2) Почему я – достойный кандидат?

Теперь мне нужно доказать, что Стэнфорд не прогадает, если выберет меня из тысяч других кандидатов. Для этого я соберу аргументы, почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда (часть 2.1), а также придумаю, чем я могу быть полезен бизнес-школе и её студентам (часть 2.2.).

(2.1) Почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда

Каждая школа ищет кандидатов, удовлетворяющих её собственным критериям. У Стэнфорда их три . Здесь я приведу их полностью, чтобы не упустить важных деталей.

  • Intellectual Vitality

«In assessing intellectual vitality, we believe that your attitude toward learning is as important as your aptitude. We hope that your application will convey your passion, dedication, and genuine interest in expanding your intellectual horizons.

We also consider the initiative with which you seek out opportunities that enhance your knowledge. We want to understand your willingness to master concepts that may not be immediately relevant to your intended career, to carve your path in ambiguous environments, and to support the school’s goal of developing knowledge that deepens and advances the practice of management ».

  • Demonstrated Leadership Potential

«As we review your application, we are considering your leadership potential as demonstrated through your personal character and professional competence.

Your personal character matters not only because integrity is the cornerstone of any academic community, but also because of the vast responsibility our society places on leaders of businesses and social-sector organizations. As a result, we look for evidence of behaviors consistent with your ideals, even under difficult circumstances-a sort of directed idealism.

We want to understand your personal motivation and convictions, and your ability to confront complex, unfamiliar issues with good judgment. We also try to uncover the ways in which challenges to your beliefs may have changed some of your perspectives and reinforced others.

In understanding your professional competence, we look for both leadership experience and potential. In doing so, we don’t limit ourselves to your professional life. Neither should you. We look at your background for evidence of the ways you have influenced the people and organizations around you, and the way those experiences have shaped you.

We look for evidence of your desire to make a lasting impact in the organizations you serve throughout your career, inspiring and motivating your colleagues.

We consider your awareness of what you do well and the areas in which you can improve, and your openness to feedback. Ultimately, we gauge your commitment to utilizing fully your opportunities and available resources ».

  • Personal Qualities & Contributions

«The strongest applications we see are those in which your thoughts and voice remain intact. The Stanford MBA experience relies on authenticity among students. To understand how you will contribute to and benefit from the University community, we need to know who you are, not simply what you have done. Your experiences, beliefs, passions, dreams, and ambitions will help form the Stanford community.

Take time to reflect on who you are, and have confidence in yourself. We always remember that there is neither an “ideal” candidate nor a “typical” Stanford MBA student. You should remember this, too.

While the Stanford GSB community does include students who have pursued incomparable opportunities, most Stanford MBA students have excelled by doing ordinary things extraordinarily well. What you make of an experience matters to us, not simply the experience itself ».

Как я понял эти критерии?

Постараюсь перефразировать на русском:

  • Intellectual Vitality способность и желание учиться. Мало сказать, что я отлично учился. Нужно привести примеры, когда я тянулся к знаниям вопреки трудностям. Например, не понимал материал и сидел под дверьми профессора в ожидании office hours.
  • Demonstrated Leadership Potential – проявления лидерских навыков и инициативы, а также ценности и убеждения , ставшие их основой. Мало сказать, что я участвовал в организации клуба дебатов. Нужно объяснить, почему я это делал и какие выводы извлёк.
  • Personal Qualities & Contributions искреннее описание интересов и ценностей, без попыток понравиться или продемонстрировать свою успешность . По сути, ответ на вопрос, что важно лично для тебя.

Почему я подхожу?

Определившись с требованиями программы, я стал размышлять, почему я подхожу под них. Для этого

  • Взял набор красных стикеров и начал писать на них свои всевозможные достижения, навыки, интересы и ценности ,
  • Написав несколько, распределил их по группам Intellectual Vitality, Demonstrated Leadership Potential, Personal Qualities and Contributions,
  • Под стикеры, не вошедшие ни в одну группу, я сделал три дополнительные группы :
    Global Mindset (все о международном опыте и интересе к другим культурам),
    Technical Competence (математические навыки, программирование) и
    Communication (опыт и тяга к публичным выступлениям, переговорам)
  • Написал ещё несколько стикеров, опять распределил по группам и т.д.

Весь процесс занял несколько дней и в результате дал разноцветный шкаф на фотографии. Левые три столбца – критерии GSB, правые три – мои дополнительные группы.

Где всё это отразить?

По всем документам. Через некоторое время стикеры с материалами о себе я снял со шкафа и принялся сортировать по документам: эссе А, эссе В, резюме, онлайн-заявка, 2 рекомендации. Общее правило такое:

  • Эссе А : всё, что связано с ценностями и историями, что я за человек. Минимум саморекламы. Подробнее см. статьи об эссе А .
  • Эссе В : то, что вытекает из эссе А. Почти никакие стикеры со стены сюда не попали. Подробнее см. статьи об эссе B .
  • Резюме : короткие яркие факты (отличное место для саморекламы). Подробнее см. статью о резюме / CV .
  • Онлайн-заявка : все остальные факты. Важные, но менее яркие (например, игра в футбольной команде, стажировка или короткая программа обмена во Флоренции)
  • Рекомендации : факты / истории, которые лучше всего рассказывать со стороны.
    Идеальный вариант – что-то не умел, получил плохой фидбек, очень постарался, выучился, стал экспертом. Для меня это было моделирование в Excel.
    Идеи, относящиеся сюда, я обсудил с рекомендателями. На их основе они составили рекомендации. Подробнее см. статью о рекомендательных письмах .

(2.2) Чем я могу быть полезен бизнес-школе

Бизнес-школа – место, где люди учатся не только и не столько у профессоров, сколько друг у друга. Это особенно ярко проявляется в Стэнфорде, отличающемся культурой взаимной поддержки студентов и выпускников. (Я много писал об этом со слов студентов и выпускников в статье о Стэнфорде . Вообще, пишут об этом повсеместно; в частности, ). Поэтому мне очень важно доказать приёмной комиссии, что я буду полезен другим студентам и что со мной будет интересно.

Как я это собирался делать:

  • Одна из моих ценностей – возможность постоянно учиться у других и учить других. Поэтому я с удовольствием буду активно участвовать в учебных обсуждениях и внеклассных мероприятиях на пользу себе и другим
  • Разговаривая с выпускниками, я узнал, что иногда студенты сами организуют курсы для своих однокурсников и ведут их. Я подумал, что мне было бы интересно прочитать в Стэнфорде курс о консалтинге для желающих там работать. Тем более у меня уже были идеи, что в него включить.
  • Когда я учился в США в школе и магистратуре, я заметил, что вечера с русской кухней пользуются популярностью у американцев. Почему бы не повторить?
  • В Стэнфорде есть программа развития лидерства Arbuckle Leadership Program, на которой студенты-второкурсники помогают развивать лидерские качества первокурсникам. Я хочу принять в ней участие и как протеже, и как ментор

Где всё это отразить?

Преимущественно эссе В.

* * *

Материал для Стэнфорда собран и распределён по документам. Однако это не означает, что он не будет претерпевать изменения. Впереди много итераций с каждым документом, особенно эссе. Общие идеи, скорее всего, останутся неизменными, а вот конкретные примеры и истории поменяются. Расскажу об этом подробно в следующих статьях.

Спасибо за чтение.

Виктор Рогуленко

Тэги:

Вероятно вы слышали много хорошего об MBA (Master of business administration) - о престиже, пользе, эффективности и прочих преимуществах. Я постараюсь не описывать абстрактную пользу, а на основе интервью с шестью выпускниками программ опишу, что дает образование MBA и расскажу что это дало закончившим обучение.

Практические навыки и инструменты

Первое, что дает MBA - это конечно знания, навыки и инструменты, которые можно применять в работе.

Высшее руководство поставило задачу повысить один ключевой показатель. Многочасовое собрание начальников и специалистов и мозговые штурмы не дали особых результатов. Тут мне пришла идея использовать для поиска решений диаграмму Исикавы, которую как раз на обучении проходили. В итоге мы нашли несколько стратегий, которые позже дали хорошие результаты. Это вдохновило меня использовать знания программы MBA.

Павел, руководитель проектов по реконструкции исторических зданий:

Изучал материал, выполнял задания и находил идеи для развития бизнеса. Все пробовал на своих проектах и часто получал положительные результаты. В итоге ряд таких успехов привел к карьерному повышению до руководителя направления. Но отчасти здесь помог и диплом MBA, он добавил немного статуса.

Михаил, владелец ИТ-компании:

Достаточно долго я руководил отделом в ИТ-компании. На MBA пошел повышать свою квалификацию, и в процессе учебы решил открыть собственное дело. Сразу решил, что это будет ИТ-сфера, но нужную нишу не сразу нашел.

Ценнее всего на старте бизнеса были знания об управлении персоналом и созданию команды.

Когда я получала образование MBA, я хотела актуализировать свои знания. Однако по-настоящему мне пригодились эти знания только через несколько лет, когда мою компанию настиг кризис. В тот момент я пересмотрела все материалы по антикризисному менеджменту и поняла, что мой кризис не уникален. У других такое случалось и они выживали. Тогда я составила план действий и работала по нему.

Константин, собственник ИТ-компании и бизнес-консультант:

Я почти каждый месяц посещал всевозможные тренинги и курсы и на MBA пошел учиться чтобы систематизировать свой багаж знаний. В процессе почти все, что мы проходили, пришлось пробовать на практике. В итоге я не только уложил знания в голове, но и приобрел реальные навыки.

Престижный диплом и выгоды от этого

Зачем нужен диплом MBA и престижно ли иметь степень мастера делового администрирования зависит от компании и ее корпоративных традиций. Там, где MBA котируется высоко, обучение даст преимущество.

Андрей за пять лет карьеры в Сбербанке поднялся из низов до руководителя отдела. Поработав некоторое время руководителем, ему захотелось чего-то большего. Он решил пойти учиться на MBA. Главным мотивом было то, что у всех топ-менеджеров банка была степень MBA. Через несколько месяцев после окончания обучения Андрей получил повышение в должности.

Деловые знакомства

Как в очной так и в дистанционной учебной программе вы будете общаться с коллегами и выполнять командные задачи. В очном обучении этого будет больше, в онлайн-обучении - меньше. В любом случае обучение MBA дает возможность расширить круг общения.

Константин, собственник ИТ-компании:

Я успел много с кем пообщаться и познакомиться. У нас регулярно были групповые задания. Также организаторы сделали обязательными решение кейсов сокурсников. Кейсы из моего бизнеса я тоже забрасывал на обсуждение. Таким образом я не только познакомился с людьми, но и узнал их бизнес и даже смог найти партнеров.

Андрей, руководитель отдела в Сбербанке:

Очень оценил кейс-метод. Я учился дистанционно и в процессе мне очень помог «внутренний форум студентов». Я описывал реальные ситуации в своей компании и получал аргументированные советы о том, как действовать. Также активно помогал другим и раскачал свое мышление.

Галина, генеральный директор компании по аутсорсингу бухучета:

Когда моя компания оказалась в кризисе я активно использовала внутренний форум студентов MBA. Я задавала вопросы о моей ситуации, отправляла студентам кейсы и мне сильно помогли. Со стороны мои проблемы были вообще не проблемы. Я очень благодарна сообществу студентов бизнес-школы.

Уверенность при открытии бизнеса

Нужно ли MBA, чтобы открыть свой бизнес? Скорее нет. Многим желающим открыть бизнес хватает знаний и опыта, но не хватает уверенности в своих силах. Полученные на MBA знания и опыт решения кейсов рождают понимание, что бизнес - это «обычная работа». Это не всегда просто, но это может каждый.

Елена, владелица кофейни:

Галина, генеральный директор компании по аутсорсингу бухучета:

Что мне дало МБА? Я стала увереннее на переговорах и на мероприятиях и стала больше продавать. Также я свободнее чувствую себя с зарубежными партнерами из Англии, Китая и Италии и лучше понимаю международный бизнес.

Другие выгоды от MBA

Помимо перечисленных выше целей, вот для чего еще может быть нужна степень MBA:

  • Для работы за границей. В этом случае стоит учиться в зарубежной бизнес-школе или искать программу, аккредитованную AMBA.
  • Для поиска более престижной работы. Например, при переезде из небольшого города в столицу.

Стоит ли получать MBA?

«Классические» MBA программы бывают базовые (General), функциональные (например, в области управления персоналом) и отраслевые (в сфере металлургии, фитнеса и т.п.). Читайте подробнее о том, что такое MBA .

Как правило, подобное обучение длится 1,5 - 2 года и подробно разбирает все аспекты управления бизнесом. Стоимость обучения существенно зависит от уровня бизнес-школы и от формата занятий (дистанционно всегда дешевле).

Зачем нужен MBA? Действительно ли диплом повышает зарплату в несколько раз или просто красиво висит в рамочке на стене кабинета? Ценят ли MBA работодатели, или это «филькина грамота», которая к тому же стоит больших денег? Узнав ответы на эти и другие вопросы, вы сами решите, будет ли выгодным подобное вложение средств.

Когда-то выпускники MBA напоминали членов масонской ложи или тайной организации «Черепа и кости» - их было мало, о них говорили с придыханием. Сегодня диплом MBA в Соединенных Штатах не выдает только ленивый, а в России мнения разделились: одни считают, что диплом «магистра делового администрирования» автоматически вводит обычного финансиста в круг бизнес-элиты, другие убеждены, что MBA - это каприз за деньги. Истина, как водится, где-то рядом.

MBA (Master of Business Administration) - это степень в области управления бизнесом, которая «котируется» во всем мире. Выпускников MBA самых разных школ, от Йельского университета до МГТУ им. Баумана, сегодня миллионы. И если ваш шеф периодически устраивает выезды всем офисом на природу, кросс-тестирования сотрудников и просит на новогоднюю вечеринку явиться всем в карнавальных костюмах, значит, где-то в недрах кабинета у него наверняка лежит диплом MBA - пресловутому «team spirit» там тоже учат. Такая популярность системы обучения понятна: преподавание ведут на реальных примерах, вся информация практическая и даже фундаментальных экономических знаний не требуется. Миссия одна - научить управлять: людьми, временем, деньгами.

Программы Стандартный курс MBA (General Management) рассчитан на всех желающих приобщиться к миру бизнеса и узнать что-то новое. На обучение по программе Executive MBA (EMBA) берут только руководителей, топ-менеджеров с опытом работы. Можно учиться очно, на вечернем отделении, онлайн.

Цена от $9 000 до $100 000 за весь курс. Навыки В отличие от узкоспециализированных курсов по повышению квалификации вы прослушаете лекции обо всех основных областях менеджмента: бухучете, финансах, маркетинге, продажах, управлении операциями, информационными системами, человеческими ресурсами. Навыки получите вполне практические: аналитические, лидерские, ведение переговоров, деловой этикет, деловой английский…

Почему «да»

Что бы ни говорили скептики, MBA - это мощная образовательная система. Лучшие управленцы среди преподавателей, новейшие механизмы менеджмента, доходчивая подача материала… И отбор кандидатов в престижные школы мира строгий - случайных людей в них не бывает. Например, в Лондонскую бизнес-школу поступить без высшего экономического образования крайне сложно, хотя теоретически для получения MBA специальность не важна (высшее образование необходимо). По времени обучение на курсах MBA займет не меньше 1 000 академических часов, то есть 1,5-2 года, в зависимости от того, какой режим обучения вы выбрали: full-time или вечернее. Очно вам придется заниматься по десять и более часов в сутки - «халявы», как говорится, не будет.

Будет весело. Обучение так построено, что сидеть, откинув голову, и думать: «Муха! Муха на потолке! Как она там держится своими маленькими лапками?..» - вам не придется.

В качестве знаний, которые вы получите, можете не сомневаться. А хорошие знания - прекрасное дополнение к высокоразвитой интуиции.

Все эти тренинги, игры коллективного разума расширяют сознание - вы увидите перспективу роста в той области финансов или бизнес-сфере, которая раньше казалась вам мертвой зоной.

Даже если мгновенного результата не будет, со временем новые знания начнут приносить дивиденды и так или иначе пригодятся в жизни.

Почему «нет»

Так уж сложилось, что у богатейших людей мира, они же яркие руководители (Билл Гейтс, Роман Абрамович и др.), нет дипломов MBA (а у некоторых и вообще никаких дипломов нет). Что не помешало им (а может, и помогло) взлететь на головокружительную высоту. Говорят же, лидерами рождаются. Можно спорить, что лучше: интуитивно нащупывать дорогу к цели методом проб и ошибок или использовать чужой опыт, не изобретая каждый раз колесо с велосипедом. Из-за популярности MBA одной стандартной программы по общему менеджменту стало недостаточно;

Появилась масса специализированных курсов. Эти программы чаще всего заказывают крупные отраслевые компании, которым нужен не просто хороший управленец, а руководитель-логистик или руководитель в сфере HR - то есть не общее место, а человек со специализацией. Именно специализированный MBA, несмотря на свои благие намерения, породил множество казусов, когда возникли «МВА по коневодству» и «МВА по управлению саунами».

MBA - это не палочка-выручалочка, которая за два года превращает ваше резюме из бумажки формата А4 в слиток золота. Работодатели по-прежнему в первую очередь смотрят в графу «опыт работы» и только затем - «образование». И несколько удачных проектов, реализованных вами в короткие сроки, скажут о вас больше, чем громкие буквы «MBA». Как изменится ваша зарплата после получения степени, предсказать трудно. На Западе выпускники ведущих школ получают несколько сотен тысяч долларов ежегодно. Уровень дохода выпускников, кстати, один из критериев, по которым составляется рейтинг школ MBA (их публикуют World Street Journal, Financial Times, Business Weеk и другие). У слушателей курсов в России таких гарантий нет.

Стаж работы при поступлении на Executive MBA требуют, чтобы отсеять совсем уж случайных людей, коневодов и банщиков. Но зачастую этим все и ограничивается: многим российским школам не выгодно ужесточать конкурс, поэтому в одной группе могут оказаться люди не просто разного возраста, но и опыта, и образования, на разной стадии карьерного роста;

Многие едут на курсы, чтобы найти там своего работодателя. Пустая затея. Топ-менеджеры EMBA, которые гипотетически могли бы устроить вашу жизнь, учатся в другое время, часто индивидуально и с вами не пересекаются (если вы сами не топ-менеджер, конечно, но тогда трудоустройство - не ваша забота).

Где лучше: в гостях или дома? Опытные специалисты считают, что западный MBA престижнее и у работодателей ценится выше. У российских школ нет многолетнего опыта преподавания и бюджет поменьше. Однако в отечественной бизнес-школе вам расскажут о российской действительности, и вам не придется адаптировать к собственному «монастырю» чужой «устав».

Западники

По деньгам западный MBA - сплошное разорение. Отталкивайтесь от цифры $50 000 - половина, собственно, на курсы в вузе средней «паршивости» и столько же на проживание. Если вам такие суммы только снятся, можете взять кредит: в Европе с 1995 г. действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития и голландским банком ABN Amro Bank. В Штатах кредиты на MBA выдает, в частности, Citibank. Если вас зачисляют в школу, вы не платите по кредиту на протяжении всего курса обучения (проценты не начисляются), а некоторые банки освобождают от выплат еще на 3-6 месяцев после окончания курсов: дают вам время стать большим начальником, тогда и расплатитесь. Если не хотите связываться с кредитами, узнайте о возможности пройти обучение за счет фирмы - а вдруг ваше начальство пойдет на это?

Поступить в западную школу непросто: нужно написать эссе, сдать два серьезных экзамена по языку, пройти собеседование… Чем престижнее школа, тем сложнее поступить: администрация чутко следит, чтобы абитуриенты уже входили в бизнес-элиту. Поступающие знают об этом и стремятся попасть в рейтинговые учебные заведения, не щадя кошелька своего. Шанс наладить выгодные связи с лучшими представителями мирового бизнеса в престижных университетах очень велик. В российские бизнес-школы поступить проще, но и контингент там более «размытый». Западные школы МВА ориентированы на международный бизнес, поэтому специалист со степенью наиболее востребован в транснациональных компаниях.

Славянофилы

Официально аккредитованных школ MBA, которые имеют право выдавать диплом государственного образца, в России всего 30 (полный список смотрите на сайте Российской лиги MBA http://www.mba.su/). В числе престижных:

1. Академия народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ;
2. Высшая школа бизнеса МГУ;
3. Высшая школа экономики;
4. Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»;
5. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ.

Цены в 2-3 раза ниже, чем за рубежом. В АНХ за курс «Мастер делового администрирования» длиной два года с вас возьмут около $15 000. В Высшей школе бизнеса МГУ - примерно $17 000. Во Всероссийской академии внешней торговли стандартный курс MBA стоит в районе $10 000.

Многие российские школы сотрудничают с западными, например с Бизнес-школой Хейварда, французской Grenoble Ecole de Management, Университетом Антверпена, которые адаптируют свои case-studies под «эттих русских». Занятия, тем не менее, ведутся на английском языке иностранными педагогами. Все необходимые учебные материалы, как правило, предоставляют бесплатно.

Пусть меня научат

Итак, вы решили пополнить стройные и амбициозные ряды выпускников школы MBA. Что дальше?

Куда пойти Для начала выберите школу, в которой вам хочется получить MBA. По цене ли, по рейтингу, вам решать. Свяжитесь с представителями школы (все контакты есть на официальных сайтах), напишите им письмо - желательно на языке той страны, куда собираетесь поехать учиться, или на английском. В ответ вам отправят предложение - на какой курс по срокам вы успеваете, какие документы необходимы для поступления, список экзаменов и основные требования.

Какие бумажки нужно собрать Если вы выбрали западную школу, кроме паспорта, диплома с вкладышем, трудовой книжки, переведенными и заверенными, эссе на тему «Зачем мне MBA» можете предоставить рекомендацию - от выпускника MBA или крупного руководителя. Чем выше статус школы, которую заканчивал ваш «поручитель», тем лучше. В рекомендации желательно ответить на те же вопросы, что вам зададут на собеседовании: чем вам поможет MBA в работе; к чему вы стремитесь; какой вы видите свою карьеру через пять лет; что вас восхищает или расстраивает в работе менеджера; случалось ли вам сталкиваться с этическими проблемами в работе? Преподавателю важно получить полноценное представление о вас: и о профессиональных качествах, и об умении работать (а значит, и учиться) в команде, и даже о вашей нравственности (на Западе, в отличие от России, этический момент едва ли не самый важный в любой сфере).

К чему готовиться Прежде всего - совершенствуйте английский. Вам предстоит сдать два теста на знание языка: GMAT (General Management Admission Test) и TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Причем вы можете или сдать их на месте, или привезти дипломы, а сами тесты пройти, например, в России (GMAT принимают, в частности, в Академии народного хозяйства).

Первый тест, GMAT, - общеобразовательный, с его помощью выявляют математические, вербальные и аналитические способности поступающих в бизнес-школы. Эдакая проверка реакций, как в кабинете невропатолога. Универсальный совет: делайте ставку не на «креатив» и не на чувство юмора, а на логику. Ее оценивают в первую очередь (кроме безупречного знания английского, само собой). На прохождение теста вам дадут 3,5 часа, за каждую часть поставят отдельную оценку и в общей сложности вы получите от 200 («неуд») до 800 («отлично») баллов.

Тест TOEFL - стандартный экзамен для неносителей языка, обязателен для поступления в большинство колледжей США, Канады и других англоязычных стран. Прочтете без запинки три отрывка из художественной литературы или газетную заметку, ответите на вопросы, законспектируете несколько коротких лекций, напишете эссе на тему и расскажете пару интересных историй - тест пройден.

Сколько денег брать с собой Если вы зачислены в одну из лучших школ мира, обучение обойдется вам в сумму от $30 000 в год, столько же берите на жизнь: жилье, питание, проезд и страховку.

Зачем получать степень MBA, как быстро можно вернуть вложенные в обучение деньги, чем программа обучения в России отличается от подходов на Западе и что нужно учитывать до поступления - эксперты в области образования и выпускники бизнес-школ рассказывают все, что нужно знать об MBA.

МВА в России и на Западе

Официально программа МВА была запущена в России в 1999 году: тогда были сформулированы государственные требования, основанные на международных стандартах, и стали проводить национальный аудит качества обучения. Тем не менее, как объясняет Лариса Карташова, декан Плехановской школы бизнеса Integral, и до этого в 90-е годы было запущено несколько программ MBA. Однако профессор добавляет, что «сейчас сложно судить, соответствовали ли эти программы требованиям МВА или были обычными программами переподготовки».

Основная цель МВА - обучение навыкам управления бизнесом. Единого стандарта программы не существует, есть только набор критериев, по которым проходит аккредитация учебного заведения. В западных вузах и бизнес-школах программа существует дольше, чем в России, поэтому эксперты выделяют несколько отличий.

Лариса Карташова , профессор, д. э. н., декан Плехановской школы бизнеса Integral:

По моим наблюдениям, выпускники ведущих зарубежных школ после окончания FT МВА (Full-time MBA - прим. «Бумаги» ) зачастую занимают в России достаточно скромные управленческие позиции. Выпускники зрелых российских школ МВА нередко чувствуют себя увереннее и занимают достаточно высокие позиции в стране.

Во-первых, западный рынок образования в этой области более однородный, в России, по оценкам Ларисы Карташовой, существует пять-семь лидеров, остальные вузы сильно от них отстают. Во-вторых, в России студенты чаще выбирают Part-time MBA, то есть совмещают с работой, в Европе больше приняты программы полного погружения. Стоимость обучения в России ниже, но менее распространены гранты на образование.

В конце января 2015 года международное рейтинговое агентство QS выпустило отчет о том, как быстро выпускники европейских бизнес-школ смогут окупить свое обучение. По оценкам экспертов QS, в большинстве случаев это удастся сделать за 2,5 года, хотя после некоторых школ выпускникам нужно 15–20 месяцев, чтобы вернуть вложенное.

Как выбрать школу

Ирина Толстова

Перед тем как идти на МВА, кандидат должен, конечно, определить для себя базовые вещи: где он хочет работать и жить, какая именно программа ему необходима. При выборе желательно учитывать места в рейтинге, аккредитацию школы или университета. Наши консультанты иногда даже рекомендуют сходить в кампус, познакомиться с атмосферой бизнес-школы, чтобы понять, подходит ли это для кандидата.

Важно также понимать, что у каждой бизнес-школы есть своя миссия: некоторые из них концентрируются на предпринимательстве, другие - на инновациях, третьи - на лидерстве. Это необходимо учитывать в эссе, которое кандидаты пишут при подаче заявки, и проиллюстрировать свои сильные стороны яркими примерами. Если нет возможности побывать в кампусе, стоит сходить на образовательные мероприятия, пообщаться с представителями бизнес-школ и задать все свои вопросы.

Кандидат также должен выяснить стоимость обучения и определить, каким способом оно будет оплачено. Часто скидки и стипендии предоставляют сами бизнес-школы, также можно найти фонды и организации, которые могут покрыть расходы на обучение частично или полностью. Например, составляет 1 700 000 $.

До того как подать заявку, необходимо сдать экзамен GMAT. Если в результате будет менее 400 баллов, на подготовку и сдачу потребуется минимум шесть месяцев, а также два запасных месяца в случае пересдачи. Большинство бизнес-школ требует балл по GMAT - 700 и выше.

Также нужно понимать, что, если кандидат идет на Full-time MBA, придется провести за рубежом год - в европейской бизнес-школе, два - если школа в США. Само обучение требует кропотливой работы по восемь-десять часов в день. И нужно быть готовым к тому, что до 70 % знаний на МВА кандидаты получат не от профессоров, а от других студентов в процессе общения и обсуждения своего опыта. Зарубежный диплом МВА дает не только возможность трудоустройства за рубежом, но и конкурентное преимущество в России.

Что говорят выпускники

Цели пойти учиться в Стокгольмскую школу экономики было две: научиться маркетингу и найти вдохновение для запуска следующего бизнеса. Сервис «Дома вкуснее » я открыл сразу после МВА. Сейчас в компании занимаюсь в основном маркетингом. Школа дала мне две важные вещи, о которых я не думал, когда поступал.

Говоря образно, раньше я сидел в колодце и смотрел в небо. Сейчас я вылез из колодца, осматриваюсь по сторонам и вижу примерно на 97 % больше, чем раньше

Во-первых, дружба с однокурсниками и связи в alumni community - это бесценно и на всю жизнь. Не надо делать бизнес с друзьями, лучше искать друзей в бизнесе. Выпускники SSE друг другу помогают, советуют, консультируют, сотрудничают, ищут работу через alumni community. Мы развлекаемся вместе, пьем вино. У нас есть «Неофициальный клуб выпускников SSE», то есть сложилась тусовка.

Во-вторых, я по-другому стал смотреть на свои возможности. МВА расширяет горизонты и открывает тебе глаза шире. Если до учебы я практически был уверен, что проработаю всю жизнь только в России, то после учебы я смотрю на Россию как на одну из стран, которая создает 3 % мирового ВВП. Говоря образно, раньше я сидел в колодце и смотрел в небо. Сейчас я вылез из колодца, осматриваюсь по сторонам и вижу примерно на 97 % больше, чем раньше.

Таким образом, целей я достиг: основам современного маркетинга научился, новый бизнес открыл. Сейчас «Дома Вкуснее» - абсолютный лидер российского рынка доставки продуктовых корзин с рецептами. В скором будущем мы планируем выйти на европейский рынок.

Инга Корчагина

Бизнес-тренер, эксперт CBSD Thunderbird Russia, выпускница Instituto de Empresa

В 2006 году я окончила международную программу International MBA Instituto de Empresa в Мадриде по специальности General Management. К тому времени я уже работала маркетологом. В 28 лет стала руководителем в компании Estee Lauder , заняв позицию директора по маркетингу по России и СНГ. В процессе стало ясно, что специалистом в своей области быть - это одно, а руководителем - совсем другое. Тут требуется совершенно другой набор навыков и знаний. Когда человек становится руководителем, ему нужно учиться управлять людьми.

Учиться за рубежом было принципиально, потому что в России с образованием в области менеджмента на тот момент все было очень грустно, впрочем, как и сейчас. Того, что умеют делать наши менеджеры, недостаточно, в силу короткой истории бизнеса в нашей стране, поэтому в России учиться бесполезно. Лучше делать это за границей среди опытных и знающих.

Люди, как правило, не готовы, что за волной восторга и энтузиазма в новой стране неминуемо последует эмоциональный спад

Обучение на программе помогает выработать системный взгляд на всю компанию. Работая, например, в маркетинге, ты знаешь систему своего отдела и своего сегмента. MBA дает представление об управлении всей компанией: и финансы, и организационная структура, и работа с персоналом. Руководитель должен знать, как устроена вся цепочка. Помимо знания конкретных предметов, программа дает самое главное - понимание того, как управлять людьми. В бизнесе и компании, на мой взгляд, это больше половины успеха. Именно российский бизнес страдает от отсутствия правильной коммуникации между людьми: линейными менеджерами, руководителями и подчиненными и так далее.

Ожидания всегда расходятся с реальностью. До начала обучения они всегда завышены. Кроме того, важный фактор - отсутствие информации, либо нежелание эту информацию получить. Все вместе это провоцирует ряд разочарований: люди, как правило, не готовы, что за волной восторга и энтузиазма в новой стране неминуемо последует эмоциональный спад. В другой стране другая культура, более жесткие условия учебы.

Помимо знания конкретных предметов, программа дает самое главное - понимание того, как управлять людьми

Сама система обучения радикальным образом отличается от системы обучения в России. Мы постоянно работали, спали по пять часов на протяжении полутора лет, много читали и учились общаться с различными людьми - это большое моральное напряжение. Плюс тебя все время оценивают, ты постоянно ощущаешь конкуренцию. Поэтому нужно морально готовить себя к тому, что это, с одной стороны, очень интересное время, но с другой стороны, это вызов.

Я бы ввела наставников при организациях, которые предлагают обучение на курсах MBA. Самая большая проблема в том, что ты не знаешь, какие вопросы задавать. Благодаря наставнику человек сможет сориентироваться в темах, которые интересуют лично его, получить максимум данных о том, что на самом деле его ждет во время обучения. Главное, чтобы такой человек был честен с тобой, принимал во внимание твои цели и формировал правильные ожидания.

Как получить больше информации

Международное рейтинговое агентство QS проведет традиционное мероприятие TopMBA Connect 1-2-1 16 марта в и 18 марта в . Это серия индивидуальных 30-минутных интервью с представителями приемных комиссий лучших бизнес-школ мира. Эксперты рассмотрят резюме каждого кандидата и предложат оптимальные варианты для получения степени MBA. Консультации бесплатные, однако для участия необходима предварительная регистрация.

Написание эссе на предложенную тему обязательно для всех поступающих на MBA. Это одно из трех составляющих, по итогам которых принимается решение о зачислении либо отказе. Эссе играет очень важную роль. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность, неординарность, оригинальность мышления и иные качества, которые ценятся в таких школах. Согласно статистике, лишь 15 % эссе сразу же открывают дорогу в бизнес-школу. 75 % требуют уточнений, а остальные 10 % служат поводом для отказа. Поэтому вопрос о поступлении в бизнес-школу напрямую зависит от мастерски написанного эссе. Рассмотрим 5 основных ошибок, которые допускают абитуриенты при написании эссе для поступления на MBA.

Ошибка № 1: неинтересное, серое изложение информации.

Для написания не следует искать информацию в интернете или библиотеке. Достаточно провести анализ собственной жизни, найти яркие примеры и истории из нее, красиво рассказать о них, упомянув о собственных сомнениях, чувствах, мыслях. Если ситуация была сложной, опишите, как был найден выход из нее. Для этого нужно проанализировать свой опыт, прислушаться к сердцу, обратиться к собственной памяти.

Подчеркните свою особенность, укажите, что мечта получить MBA-образование не беспочвенна, а является логическим продолжением имеющегося опыта. Однако не стоит лишь описывать интересные истории и ситуации, не характеризуя собственный мыслительный и эмоциональный процесс, не проведя самоанализа. Подобное эссе будет поверхностным и неинтересным.

Ошибка № 2: употребление сленговых выражений.

Эссе должно быть написано интересным, ярким языком, передающим краски всего, что написано. Однако грубейшей ошибкой станет употребление сленговых выражений. Избегайте таких слов, даже если употребляете в жизни. Они не подчеркнут Вашу особенность или индивидуальность, а лишь навредят. Не допускаются никакие сленговые выражения, даже отраслевые.

Употребляйте профессионализмы, только если это очень необходимо. Однако будьте осторожны с ними. Прежде чем писать эти слова в текст, подумайте, вносят ли они ясность и не сбивают ли с толку того, кто это читает.

Ошибка № 3: безосновательные громкие заявления.

Не стоит писать в эссе громких заявлений. Любое утверждение должно быть аргументировано, проиллюстрировано примерами из жизни, профессионального опыта.

Например, кандидат пишет, что именно он должен учиться на программе MBA. Нельзя все так и оставить. Ему следует объяснить: как к нему пришло понимание этого? как он понял, что это необходимо? почему он чувствует в этом необходимость? То есть стоит писать больше подробностей.

Ошибка № 4: нытье.

В процессе написания важно помнить, что Вы взрослый человек, а не ребенок. Поэтому не жалуйтесь, не нойте, не несите негатив. Укажите свои слабые стороны, но преподнесите их как преимущества. Если был негативный опыт, расскажите, чему он Вас научил. Если низкий средний балл в дипломе, возьмите на себя ответственность за это. И идите дальше.

Ошибка № 5: опечатки.

Опечатки – самая распространенная ошибка в эссе. Удивительно, что их можно исправить, просто проверив написанное. Но это делают лишь единицы.

После написания эссе перечитайте его еще раз. Исправьте ошибки, опечатки, неточности, правильно расставьте знаки препинания. Если в чем-то сомневаетесь, перечитайте написанное вслух, это может помочь разрешить сомнения. Только после этого отправляйте работу.

Помните, что опечатки, ошибки, небрежное оформление эссе несут негативный оттенок. Они способны кинуть тень даже на самый интересный, яркий очерк и породить сомнения в Вашей кандидатуре у приемной комиссии. Уважайте себя и тех, кто будет читать Ваше эссе.


 

 

Это интересно: