→ Конспект непосредственной образовательной деятельности (Художественное творчество) Тема: «Портрет Снежной Королевы. "Снежная Королева", Герда и Кай: характеристика и история образов Черты характера снежной королевы

Конспект непосредственной образовательной деятельности (Художественное творчество) Тема: «Портрет Снежной Королевы. "Снежная Королева", Герда и Кай: характеристика и история образов Черты характера снежной королевы

Образ Снежной королевы

В сказках Андерсена мы попадаем в мир оппозиций - лета и зимы, добра и зла, внутреннего и внешнего, смерти и любви, щедрости и жадности, забвения и воспоминания… Для Андерсена Снежная королева была сказкой его жизни: когда его отец умирал, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне», когда же ребенок стал звать отца, мать удержала его: «не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его».

Мифология Северного полюса и Снежной королевы, владычицы над зимой и смертью очень богата, Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - классический персонаж северного фольклора. Этому персонажу Андерсен противопоставляет Герду, воплощение лета и любви, и материнских, и сексуальных чувств. Кай и Герда - аналогия мифа об андрогине. Андерсен был увлечен натурфилософией Шеллинга, а он, в свою очередь, испытывал сильное влияние Я. Беме, одной из любимых идей которого была идея об андрогинности человека. Эта андрогинность связана с оппозицией лета и зимы, а значит, жизни и смерти, - летом дети вместе, зимой разлучены, каждый в своей квартирке. Андрогинный докультурный человек испытывает превращение в разлученую пару благодаря осколку магического зеркала.

«Вечером <…> он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький, оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше <…> начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину <…> она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на белую птицу». Напомним, что страх, который первоначально охватывает Кая при виде Снежной королевы, впоследствии сменяется безграничным восхищением и любовью: «Кай взглянул на неё; она была так прекрасна! Более нежного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не показалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством» (с. 302).

Разумеется, Андерсен намеренно упоминает, что в глазах у Снежной королевы «не было ни теплоты, ни кротости». Противостояние тепла и холода пронизывает всю сказку датского писателя, начиная с её пролога: «Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда» (с. 296). И вплоть до её финала: «…горячие <…> слёзы упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок» (с. 323).

Особенно выразительным противостояние теплоты и холода предстаёт в следующем эпизоде «Снежной королевы»: «…окна зачастую покрывались ледяными узорами. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам - сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие» (с. 297-298). Эпитет «чудесное» употреблён здесь очень к месту. Дело в том, что всё тёплое в «Снежной королеве» имеет самое непосредственное отношение к теме христианского чуда. А всё холодное, напротив, - к теме дьявольского соблазна. «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения» (с. 301); «Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самоё сердце его стало куском льда» (с. 322). Так изображается состояние главного героя сказки, попавшего под колдовскую власть Снежной королевы. И он же грозит своей будущей повелительнице в начале сказки: «Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!» (с. 298).

Первая история сказки - история создания магического зеркала - представляет собой миф о происхождении зла в мире, а с ее продолжение и образ человека, травмированного осколком зла, представляет собой рефлексию об интеллектуализированной культуре. Космологический миф становится одновременно мифом о порождении культуры, которая разделяет, выделяет человека из природы, в результате чего Кай перестает любить красоту природы - розы маленького садика - и начинает видеть красоту рассудочной игры. Осколок зеркала в глазу Кая - и на смену живому чувству приходит холодный рассудок, критицизм, интерес к геометрии снежинок - так Андерсеном трактуется рационализация западной культуры, доминантой которой становится анти-любовь.

У Андерсена сочетание мотивов холода и воды таит в себе потенциальную опасность: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом» (с. 302), - речь идёт о Кае, пропавшем из города в один из зимних дней.

Но Андерсен все же романтик, и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, в сказке не может быть плохого конца. Поэтому, размышляя о культуре и человеке, интеллектуализации и одинокому миру современной культуры он противопоставляет вечные ценности христианства. Поэтому дети в его сказке поют в своем садике псалмы о розе (в советском варианте сказки, они, конечно, утрачены): «Розы цветут и отцветают. Но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Розы увянут, но праздник Рождества, хранящий традиции культуры и воплощающий ее память, позволит им снова расцвести в наших сердцах. Воспоминание - посредник между жизнью и смертью, механизм продления культуры, ее жизни. Так, Герда попадает в чудесный садик старой колдуньи, где, попав под влияние чар, забывает Кая. И именно розы пробуждают ее память и позволяют продолжиться истории.

Символическую роль памяти и традиции культуры подчеркивает эпизод с ложным Каем в замке принца и принцессы. Атмосфера ночного замка, куда Герду провожают вороны, ночные силы, силы вечности и мудрости, символическое восхождение по длинной лестнице напоминают отчасти платоновский миф о пещере, где ложные тени создают мир неверной реальности, где требуется восхождение и усилие изменения восприятия, а также припоминание, чтобы отличить истину от лжи.

Следующий эпизод сказки представляет нам картину материальной культуры, множественности ценностей и оппозиции щедрости и жадности, добра и зла. Андерсен настаивает на ценности подарков, которые Герда получила от четы принцев: одежды из шелка и меха, золотая карета, прелестная муфточка… Слишком красиво, чтобы длиться! Удобство и комфорт, красота и роскошь противопоставляются в сказочной реальности доброте и любви, верности и правильному выбору своего пути. В начале сказки тоже есть такой эпизод, когда Герда приносит в жертву реке самое дорогое и красивое, что у нее есть - красные туфельки, чтобы река указала ей верный путь. Но, поскольку путь уже выбран и выбран правильно, реке жизни лишь остается нести девочку по течению к чудесному садику и следующим испытаниям…

В дальнейшей истории Герды мы снова и снова встречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежную бурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки. И, наконец, мы попадаем в чертоги Снежной Королевы. Атмосфера Ледяного дворца сказки - не фольклорная, а авторская. Все биографы Андерсена подчеркивают его социальные комплексы, неудачи мечтателя из бедной семьи, который страстно желал быть признанным, принятым обществом. С другой стороны, семья сказочника, с сумасшествием из поколения в поколение. Разъединяющие силы властительницы смерти Снежной Королевы - это и силы, сводящие с ума. Доминанта описания чертогов Повелительницы снегов - стены, окна, двери, сто залов, пустые, огромные, холодные, блистающие - подобны описанию безумия, которое приводят больные, страдающие шизофренией. После травмы осколком зеркала Кай становится серьезен, его интересуют рассудочные игры, его поведение по отношению к Герде, к близким, все более и более меняется, вершиной перемен становится его одиночество в чертогах Снежной Королевы. Одиночество, интеллектуализация, потеря связей с действительной жизнью - характерные черты шизофрении.

Медитация Кая над кусочками льда - медитация одинокого сознания, экзистенциально несостоявшегося, выброшенного из нормальных связей мира, состояние деструкции сознания. Портрет Кая - упрек Андерсена шизофреничному миру современной ему культуры, вся история сказки - размышления о ценностях культуры и пути человека к самому себе. Андерсен приводит к Каю Герду, словно Изиду в поисках Осириса, которая воскрешает его из мертвого мира безумия и возвращает в мир устойчивых социальных связей, добра и любви, памяти и традиций христианства. Кусочки льда сами собой складываются в слово вечность, врата ледяных чертогов распахиваются и разлученная пара вновь соединяется, человек обретает свою целостность благодаря пройденному им в поисках самого себя пути.

Открытое комплексное занятие по развитию речи и изобразительному искусству

Тема: Портрет Снежной королевы

Подготовила и провела: Жигмитова Л.Н.

Цели: -Закрепить последовательность рисования портрета

Создать сказочный образ Снежной королевы, дополняя его деталями и элементами, присущими этому образу. Продолжать использовать бросовый материал для украшения (Конфетти, фольгу, вату, пенопласт)

Закрепить понятие «холодные цвета».

Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. - Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его.

Материал : гуашь, акварель холодных тонов, белая гуашь, кисти для рисования и клея, клей, вата, конфетти, пенопласт, пригласительный билет, обручи синего цвета, лед.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Составь портрет сказочного героя».Просмотр видеофильма «Снежная королева»

Ход занятия

1 .Организационный момент

2 .Воспитатель: - Ребята, что это? (Конверт синего цвета). Это же приглашение в сказочную страну! Хочется вам отправиться туда? Отправимся мы туда на воздушном шаре (Дети садятся в обруч)

Обратите внимание на цвет вашего пригласительного билета. (Синий) А какого цвета шар (обруч), на котором мы летим? (Синий)

Как вы думаете, куда полетит наш шар, на север или на юг? (На север)

Почему на север? (Ответы детей: потому что он синий, а это цвет холодный, и на севере холодно.). Какие волшебники живут на севере? (Снежная королева)

3. Чтение сказки (Снежная королева)

Беседа с детьми по вопросам: -Какими словами можно описать Снежную королеву? (Злая, холодная, бессердечная.)

А как вы думаете, почему она холодная и бессердечная? (Ответы детей)

Конечно, ведь у нее холодное, ледяное сердце.

Что бы вы сделали, чтобы она стала доброй? (Ответы детей)

4. Рисование портрета Снежной королевы.

Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет Снежной королевы. Для этого необходимо вспомнить, с чего начинать рисовать.

Определяем, какой формы лицо.

Где находятся глаза, какого они цвета, какой величины?

Какой формы нос, брови, губы?

Какое выражение лица будет у вашей Снежной королевы?

Что у неё на голове? Опишите, во что она одета.

Какие краски вы возьмете для работы? Почему?

Какой материал вы хотели бы использовать?

Самостоятельная работа детей. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

5 . Эксперимент со льдом.

Посмотрите, что у меня есть. (Лед)

Положите на ладошку кусочек льда. Что вы ощущаете? (Холод). Вот такое холодное сердце у Снежной королевы. Что происходит со льдом у вас на ладошке? (Он тает). От чего же он тает? (От тепла)

6. Изменение сказки.

Воспитатель. У вас сердце горячее, доброе. Когда вы рисовали портрет Снежной королевы, вы отдали ей часть своего тепла и доброты. И она стала доброй. Давайте с вами изменим конец сказки.

Воспитатель читает конец сказки, дети придумывают свой конец сказки. (Снежная королева привезла Кая и Герду домой и стала катать их на своей тройке)

Анализ. Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из нескольких этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старались строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения. Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.

Литература: Е.П.Климова «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»


Сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» — одна из самых известных и любимых волшебных историй в мире. Ее герои самобытны и непосредственны в своих поступках и порывах. Это очень яркие образы, которые невозможно забыть. Возможно, поэтому они неизменно оказывают влияние на каждого ребёнка, который, как и многие его сверстники во всем мире, читает и перечитывает эту замечательную историю.

Герда из «Снежной королевы» — главный, а еще самый яркий и светлый персонаж. Иногда даже кажется странным, что сказку не назвали «История Герды», так много в ней посвящено раскрытию этого образа.

У Герды есть, чему поучиться. Самоотверженность этой девочки, ее доброта и стойкость характера производят сильное впечатление на детей и даже взрослых. Шутка ли? Пройти полмира, попасть в плен к разбойникам, идти через пургу и жуткий холод, столкнуть с враждебной армией один на один. Все это ради спасения друга, близкого и родного человека — мальчика Кая. Того, кто, пусть и не по своей вине, обидел ее прежде, чем исчезнуть …

Такое впечатление, что эта храбрая малышка не только достигла своей цели, но и в чем-то изменила к лучшему всех тех, кого встретила на пути — ворона и ворону, принца и принцессу, и, конечно, Маленькую разбойницу. Ту самую сорвиголову, которой, казалось бы, на роду написано быть злой, жестокой, беспощадной. Но встреча с Гердой меняет ее, мы видим, что на самом деле у Маленькой разбойницы доброе сердце и она готова помочь тому, кто так упорно следует по своему пути.

Каждый из встреченных Гердой персонажей был готов помочь ей. Что говорит о силе ее характера, об умении располагать к себе людей, животных и даже цветы склоняют перед ней свои головки. Она умеет разговаривать с ними, и они охотно рассказывают ей сказки и истории. Животные и птицы тоже готовы помочь ей. А розовый куст растет и расцветает от ее теплых слез, упавших на землю. Нет, нет… она совсем не волшебница, все эти чудеса творит ее доброта и искренность.

Старая добрая финка, приютившая девочку и оленя, сравнивая ее силу с силой двенадцати богатырей, замечает, что в последней нет толку. Она не может сделать Герду сильнее, чем она есть и говорит северному оленю «Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!».

Представьте себя на лютом морозе без теплых сапог и рукавиц. Как легко в такой ситуации сдаться? Насколько тяжело продолжить свой путь к заветной цели? Что ждет ее маленькую и беззащитную в мрачном, ледяном и, казалось бы, неприступном дворце очень могущественной и невероятно злой волшебницы?

Но вера Герды настолько сильна, что самые большие и страшные из передовых войск Снежной королевы не могут ее остановить. Ангелы спускаются с неба, и становятся ее легионом, защищают и согревают ее. Только так наша маленькая героиня добирается до дворца, где находится замороженный, потерявший все свои добрые чувства Кай. Но даже тогда она не знает, как справиться с осколками зеркала, которые застряли в его сердце и глазу. Ведь если не одолеть их, он никогда не будет прежним, добрым, сильным и справедливым мальчиком, готовым защищать дорогих ему людей. Но ее доброта, любовь и интуиция и тут не оставляют ее, помогая справиться со всеми трудностями.

Эта сказка со счастливым концом, а он, как известно, не всегда бывает в сказках великого датского сказочника. Многие сказки Андерсена заканчиваются не так хорошо, как эта. Но, наверное, история о такой девочке, как Герда, и не могла завершиться по-другому. Ее горячие слезы растопили замерзшее сердце Кая, и они отправились домой, где жили долго и счастливо.

Интеграция областей:

Художественно-эстетическое развитие: Художественное творчество, Музыка; Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира; Речевое развитие: Речевое общение; Социально-коммуникативное развитие: Социализация.

Цель:

Продолжить знакомство детей с портретным жанром. Развивать воображение, умение проявлять творческую инициативу. Помочь увидеть красоту человеческих чувств и отношений, некрасивость зла.

Задачи:

Художественное творчество: учить создавать портретный образ сказочной героини Снежной Королевы, передавая их с помощью деталей и элементов, присущих ей. Упражнять в использовании, для выразительности образа, бросового материала.

Формирование целостной картины мира: расширить представления о зимних явлениях, уточнить свойства льда и снега.

Речевое общение: активизировать словарь по теме, умение развёрнуто давать словесные характеристики героям сказки, их эмоциональному состоянию, используя определения и образные сравнения. Закрепить понятия «холодные», «тёплые» тона.

Музыка: помочь услышать в музыке интонацию добра, нежности, красоты отношений, недобрых чувств.

Социализация: помочь увидеть красоту, а также и неприглядные стороны человеческих чувств и отношений – равнодушие, зло. Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Методы и приёмы:

Внесение и рассматривание иллюстраций (к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»), портретов (главных героев), фрагментов из мультипликационного фильма (где происходят с героями значимые события), прослушивание музыкальных произведений.

Экспериментальная деятельность (с кусочками льда, красками синего и белого цветов), практическая деятельность («Измени портрет»).

Предварительная работа:

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»; внесение и рассматривание портретов людей с проявлением различных эмоций; беседы: «Внешность людей и их поступки», «Почему люди несут зло?»; исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда»; словесные игры: «Какой, какая?», «Узнай героя по описанию», «Назови действия», «Краски эмоций»; практическая деятельность: «Составь портрет», «Измени образ»; игровые упражнения: «В магазине зеркал», «Смешной портрет», «Сказки гуляют по свету».

Ожидаемый результат:

Проявление детьми самостоятельности в изобразительной деятельности, воображения и индивидуальности в передаче деталей и элементов эмоционального состояния главной героини сказки Г.Х. Андерсена. Творческий подход детей к деятельности и активное использование, для выразительности работы, бросового материала: фольги, конфетти, ваты, блеска и др. Правильный выбор цветовой гаммы. Глубокое понимание мира эмоций, языка чувств. Правильное восприятие детьми образа Снежной Королевы, эмоционального состояния и переживаний любимых детьми Кая и Герды.

Ход:

Ребята, посмотрите, что это у меня? Правильно, это кусочки льда. Положите лёд на ладошку.

Что вы ощущаете? (холод). Почему? (лёд холодный). Верно, вы почувствовали холод, так как лёд холодный.

Что происходит со льдом на ладошке? (тает, превращается в воду).

Отчего так происходит? (от тепла ладони). Я знаю одну сказочную героиню, у которой холодное, ледяное сердце.

Вы догадались, о какой сказке идёт речь? (внести книгу). Назовите автора этой книги? (Г.Х.Андерсен).

Назовите имена детей, с которыми мы познакомились, читая сказку Андерсена. (Кай, Герда).

Вспомните и скажите, как относились дети друг к другу до того, как появилась Снежная Королева?

Какие события изменили жизнь Кая? (попал в замок Снежной Королевы, после её поцелуя стал холодным, сердце его стало ледяным, забыл бабушку, Герду).

(на фоне последующего текста, демонстрация фрагментов из сказки на мониторе – Кай среди льда в замке Королевы).

Мальчик Кай заколдован Снежной Королевой.

Он видит всё уродливым и некрасивым.

Его не радуют ни цветы, ни пение птиц.

Кай замерзает, коченеет в ледяном царстве Королевы.

(тихо звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

(на фоне последующего текста, демонстрация нелёгкого пути Герды в поисках Кая)

Но любовь Герды сильнее злых чар Снежной Королевы, потому что настоящая любовь делает человека сильным, смелым.

(громче звучит «Вальс цветов») - послушать.

Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку? (нежность, тепло, доброту).

Кому, по вашему мнению, из героев сказки эта музыка близка, и он мог бы танцевать под неё? (Герда). Почему Герда? (добрая, нежная, как музыка).

Подумайте и скажите, какие движения можно выполнять под эту музыку - плавные, кружащие или резкие? Хотите потанцевать?

(танец детей под звуки вальса – импровизация).

Вы замечательно танцевали, движения ваши как в настоящем вальсе – плавные, скользящие. Вы сумели передать в танце тепло и доброту ваших сердец.

А вот и Снежная Королева (внесение портрета). Это она заколдовала Кая, сделав его холодным и равнодушным.

Что вы можете сказать о ней, какая она, (злая, холодная, бессердечная, сердитая).

Внимательно посмотрите и скажите, а какое, на ваш взгляд, у Снежной Королевы лицо? (равнодушное, злое, ледяное) – показать на мониторе крупным планом.

Почему художник, изображая Снежную Королеву, выбрал краски белого, голубого и серого цвета? (ледяная, белая, как снег).

Верно, ребята, ведь у Снежной Королевы ледяное сердце, в котором нет ни любви, ни тепла, ни жалости, и поэтому, рисуя её портрет, художник взял холодные тона красок.

А вам хотелось бы, чтобы бессердечная героиня изменилась, стала такой же доброй, как Герда?

Подумайте и скажите, а что можно сделать, чтобы ледяная и равнодушная Королева больше никому не принесла зла своим холодом и равнодушием? (нарисовать другой портрет, используя теплые краски).

Назовите цвета красок, про которые говорят – тёплые (ответы детей).

Вы правы, можно не только взять теплые тона красок, но и нарисовать портрет, изменив лицо нашей бессердечной героини.

Подскажите, как это сделать? (Выбрать «весёлые» краски, изменить цвет лица, форму бровей, рта, украсить фольгой, конфетти, блеском, …)

Но прежде, чем начать работу, подумайте, каким должен быть ваш портрет, какой материал будете использовать, представьте, как изменится выражение лица героини, какими будут глаза, брови, рот, приготовьте всё необходимое и приступайте к работе (самостоятельное творчество детей).

Итог:

(рассматривание работ) – самооценка.

Удалось ли тебе изменить портрет Снежной Королевы?

Сумела ли ты сделать портрет героини добрее, любящей тех, кто рядом,

Получилось у тебя растопить сердце ледяной Королевы?

Как ты считаешь, можно сказать, что ты с заданием справился?

Спасибо вам, ребята. У вас добрые и горячие сердца. Рисуя портрет, вы не только изменили образ Снежной Королевы, но и поделились с ней частью своего тепла и доброты. Сердце Королевы «оттаяло» и она стала доброй.

 

 

Это интересно: